Документ без названия
Авторские тренажеры в физическом воспитании и двигательной реабилитации детей
В соавторстве с Могой Н. Д.
Авторские тренажеры в физическом воспитании и двигательной реабилитации детей

Предлагаемая вашему вниманию книга явилась результатом 25-летних (1985-2010 г.г.) творческих изысканий в области проектирования, создания и апробации в реальной практике оригинальных авторских тренажеров для физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. При этом практически все они могут также эффективно применяться в тренировке подростков и взрослых.

Особой гордостью авторов, кандидатов педагогических наук Н.Н.Ефименко и Н.Д.Моги, является то, что конструкции созданных ими тренажеров могут с успехом применяться и в двигательной реабилитации детей-инвалидов, в частности, страдающих церебральными и спинальными параличами. Еще в 1991 г. за ряд представленных в этой книге тренажеров авторы были награждены на ВДНХ СССР в Москве одной золотой и двумя серебряными медалями!

Возможно, впервые в отечественной практике удалось показать пути воплощения в тренажерные конструкции таких уникальных принципов конструирования, как: эволюционности и ярусности, универсальности и многофункциональности, компактности и трансформации, образности и др. При этом многие конструкции предлагаемых тренажеров достаточно просты, чтобы их изготовить самостоятельно.

Книга представляет интерес не только для специалистов по физическому воспитанию и ЛФК, но и для родителей детей, имеющих те или иные виды двигательных нарушений.

 

ОТ АВТОРОВ

Полноценное гармоническое развитие детей невозможно без освоения ими всей полноты физической культуры как составляющей части общемирового культурного пласта. В последнее время в государственных программных документах, регламентирующих деятельность дошкольных и школьных учреждений, приоритетным справедливо признается физкультурно-оздоровительная направленность. Соответственно, возрастает значимость методического обеспечения физического воспитания и оздоровления детей в детских садах и школах.

Сегодня ученые и практики пришли к удручающим выводам, что даже в общеобразовательных учреждениях число здоровых детей составляет всего 3-7%, у остальных наблюдаются всевозможные отклонения в здоровье и развитии (С.С.Бычкова, Э.С.Вильчковский, Н.Ф.Денисенко, Н.Н.Ефименко, О.В.Козырева, Е.А.Стребелева и др.). Надо отметить, что эта негативная тенденция в последние годы усиливается. Степень данной проблемы заметно возрастает, если вести речь о детях-инвалидах, в частности, страдающих церебральным параличом. При этом сложном заболевании центральной нервной системы прежде всего нарушается двигательная сфера ребенка, когда уже в младенчестве имеют место различные по форме и выраженности моторные нарушения. Такие дети испытывают значительные затруднения даже при освоении первоначальных, биологически запрограммированных двигательных функций: ползания, сидения, вставания, стояния у опоры и без нее, ходьбы и лазания, ручных предметно-манипулятивных действий. В более широком смысле можно вести речь о церебральных (черепно-мозговых) двигательных нарушениях.

В детских садах и школах значительную группу составляют дети, имеющие те или иные виды спинальных двигательных нарушений, вызванных травмированием при родах позвоночника в шейном, грудном или поясничном его отделах. Чаще всего это выражается в виде вялых и спастических парезов в конечностях.

Недостаточность двигательного развития, его искаженность ограничивают общее развитие ребенка, затрудняют его обучение, бытовую и, в конечном итоге, социальную адаптацию в обществе. Для повышения эффективности коррекционно-оздоравливающих мероприятий необходимо изыскивать новые, более действенные методы работы, в числе которых можно назвать применение принципиально новых физкультурных тренажеров для физического воспитания дошкольников в детском саду и учащихся в начальной школе, включая двигательную реабилитацию детей с ДЦП.

Исследование возможностей материально-технического обеспечения (МТО) в работе с детьми-инвалидами давно находятся в поле зрения специалистов. Анализ литературных источников показал наличие таких исследований в 1975-1995 г.г. ( Р.Д.Бабенкова, С.А.Бортфельд, В.И.Дикуль, Глен Доман, С.П.Евсеев, Н.Н.Ефименко, В.В.Кудряшов, Е.М.Мастюкова, В.В.Польской, В.В.Текорюс, К.А.Семенова, А.Е.Штеренгерц и др). По итогам 1991 г. на ВДНХ СССР в Москве представители Центра реабилитации движением (ЦРД) при Одесском государственном педагогическом институте им.К.Д.Ушинского (Руководитель – Н.Н.Ефименко, сотрудники Н.Д.Мога, А.Ф.Абуков) за предложенные разработки тренажерных конструкций и опыт их внедрения в практику специализированного дошкольного учреждения №258 «Золотая рыбка» г. Одессы для детей с ДЦП, были награждены дипломом I степени, золотой и двумя серебряными медалями.

Вместе с тем по-прежнему ощущается явная недостаточность адаптированных тренажерных конструкций для двигательной реабилитации таких детей, особенно раннего и дошкольного возраста. Анализ доступных литературных источников, а также информации в сети Интернет за последнее десятилетие показал довольно скромный ряд работ с данной направленностью (Н.А.Гросс, Ю.А.Гросс, В.Т.Кожевникова, В.В.Певченков, К.А.Семенова, Е.Г.Суглобов). Проблемными остаются принципы разработки и изготовления конструкций данного типа, методы их применения в двигательной реабилитации детей-инвалидов. Существенные разночтения наблюдаются как в определении термина «тренажер», так и в системах классифицирования тренажерных конструкций.

Накопленный с 1982 года собственный опыт практической работы со здоровыми дошкольниками, а также детьми-инвалидами с ДЦП, включая систематичное применение на занятиях собственных оригинальных тренажерных конструкций, позволяет нам надеяться на успешное преодоление хотя бы части стоящих в данной области проблем.

Исходя из сказанного выше, целью настоящей работы является обоснование принципов конструирования авторских тренажеров, а также методов их применения, как для физического воспитания детей так и для двигательной реабилитации их сверстников, страдающих церебральными и спинальными параличами.

Рубрики: